Пещеры Табон (Tabon Cave) на Палаване: самостоятельное путешествие

Пещеры Табон - это место, где 40 лет назад ученые нашли останки самого древнего человека на Филиппинах. Там до сих пор продолжаются раскопки, потому что из 200 пещер исследовано только около 30. В городок Кезон на юго-западе Палавана можно поехать на экскурсию, купив тур в агентстве. Но чтобы вышло недорого, нужна компания как минимум из 6 человек. В этом посте о том, как организовать самостоятельное путешествие в пещеры.

Наше путешествие в пещеры Табон было нелегким. В первой части этой истории, я написала про то, каким трудным и удивительным был первый день, когда мы по пути остановились посмотреть водопады Эстрелла. Особенно запомнилась встреча с любопытными и наглыми макаками.

водопады Эстрелла, Палаван, Филиппины

Сегодня продолжение истории. То, ради чего и затевалась эта поездка на юг Палавана- пещеры Табон.

Почему меня привлекло это место? Что в нем особенного? Там нашли останки самого древнего человека на Филиппинах. Вернее останки троих людей. Между прочим, самая древняя кость принадлежала человеку, который жил 50000 лет назад! Я сфотографировала раритеты в историческом музее в Пуэрто Принцессе.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

Всего три маленьких косточки, несколько каменных ножей (совершенно непонятно как этой глыбой можно что-то разрезать)…

Это и все находки, которые удалось найти археологам, проводившим здесь раскопки в 60-х годах прошлого века. Но это открытие дало ученым ключ к загадке: от кого произошли современные филиппинцы.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины

Но вернемся к нашей истории. В пещеры мы решили ехать самостоятельно, поэтому арендовали машину у друга. Кратко об этом я писала в предыдущем посте. Пещеры Табон находятся в городке Кезон (Quezon) - в 155 км к юго-западу от Пуэрто Принцессы. Путь туда неблизкий. Дорога местами настолько отвратительная, что, кажется, проехать по ней можно только на внедорожнике. Узенький серпантин на протяжении какого-то времени тянется среди красивых гор, изредка спускаясь вдоль нетронутых пляжей. Вообще виды здесь потрясающие.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

В Кезон мы добрались уже ближе к вечеру. Сразу стали искать место для ночевки. В одном блоге прочитала о месте под названием Villa Esperanza. Заехали посмотреть. Двухместное бунгало с довольно широкими кроватями и кондиционером стоило 700 песо.

Понравилась большая территория прямо на берегу моря (хотя и совершенно не купального), красивый вид на мыс с теми самыми пещерами Табон.

Наши попутчики нашли в своем номере большого таракана размером с ладонь и поехали искать себе жилье в другом месте без живности. Мы же ничего подозрительного не обнаружили, да и тараканов, лягушек и геконов не боимся, поэтому остались.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

Ужин обошелся нам в 250 песо ($6). Принесли огромную тарелку с тушёными овощами, две порции риса и мясо с подливкой. Получилось съесть только половину, остальное нам совершенно бесплатно разогрели на завтрак. В общем, неплохое бюджетное место для ночевки в Кезоне (если конечно, вы спокойно относитесь к гипотетическим гостям в виде тараканов).

На следующее утро мы поехали отмечаться в музей. Это обязательная процедура для тех, кто желает посетить пещеры Табон. Там нужно купить входной билет. Стоит 20 песо ($0,5) с человека. Там же дают гида, который поедет с вами в пещеру.

Попасть в пещеры можно только на лодке. Ее аренда стоит 800 песо ($20). Вмещается 6-8 человек. Поэтому выгодно найти компанию и разделить траты на всех. Мы так и сделали, познакомившись в музее с немцами, и в итоге 800 песо поделили на шестерых.

Еще в музее договорились встретиться с немцами и гидом уже на пирсе. Но на каком конкретно не уточнили. Заехали в морской порт. Там было много народу, все что-то оживленно обсуждали и чего-то ждали. Рыбаки приносили из лодок ящики с рыбой. А дети быстро хватали рыбешки и уходили.

Наш гид сказал, что это очень давняя традиция  - раздавать часть улова бедным. В основном бесплатное угощение достается детям. Крупную рыбу - уже за деньги - покупают взрослые. Как думаете, эти два улыбчивых филиппинца - близнецы?

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

В этом морском порту нас каким-то чудом нашла немка, которую отправили на поиски. Оказалось, что пирс с лодками в пещеры Табон находится на соседнем причале. Хотели подъехать на машине, но она не завелась…

Я уже писала, что машину мы взяли в аренду у нашего друга Гектора. И сколько раз мы раньше зарекались не иметь никаких денежных отношений с друзьями… И в сотый раз на те же грабли. Внедорожник Гектора был настолько дряхлым, что отправляться на нем в такую дальнюю дорогу было большой ошибкой. Но филиппинец и сейчас не видит в этом проблемы. Он отдал нам свою машину, на которой ездит каждый день сам. А уж что она сломалась в дороге, как говорится, божье провидение.

Но не будем о грустном. Мы быстро дошли до нужного пирса. Кстати, здесь всегда дежурят лодочники, так что заранее ни с кем можно и не договариваться.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

Путь на лодке в пещеры Табон занимает около получаса, хотя кажется, что до острова - рукой подать. Туристам показывают лишь 7 пещер из 29 исследованных археологами. И находятся они с тыльной стороны мыса Липуун. По дороге встречаем необычные лодки.

Ну вот мы и у входа в пещеры. Лодка остановилась в 50 метрах от берега, и нам пришлось идти по камням до суши по бедра в воде. Благо что мы знали об этом заранее и были в плавках.

Не забудьте с собой противомоскитный крем. В пещерах множество комаров, которые могут быть переносчиками болезней.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

Первые пещеры впечатляли своими размерами и красками.

Поднялись чуть выше и увидели место, где еще совсем недавно велись раскопки.

Дальше нужно было идти по очень крутой лестнице высоко вверх. Аринка сидела у Саши в рюкзаке для безопасности.

пещеры Табон, Палаван, Квезон, Филиппины

Верхние пещеры были совершенно невероятных размеров и абсолютно лишены света. Моя камера не справлялась с такой темнотой и отказывалась фокусироваться. Кое-какие снимки все же удалось сделать.

В итоге я пришла к выводу, что самой большой ошибкой было идти в пещеру с одним маленьким фонариком на всех. Если бы мы знали об этом заранее, то конечно купили бы большие керосиновые лампы, которые стоят копейки, но отлично освещают большие пространства.

пещеры Табон, Палаван, Филиппины Tabon Caves, Palawan, Philippines

Путешествие по всем семи пещерам занимает около двух часов. Уже на втором часе в голове зарождается мысль - поскорей бы домой… В последнюю пещеру мы так и не пошли, решив в это время отдохнуть у входа.

Обратная дорога предстояла не менее трудная, чем подъем наверх. Но наш гид решил срезать два километра по лестницам и повел нас по прямой тропе. Да, пришлось кое-где пробираться на корточках, но уже через 10 минут мы были внизу на мелком, но довольно симпатичном пляже.

пещеры Табон, Палаван, Квезон, Филиппины

Итоги:

Как добраться до пещер Табон?

До городка Кезон не обязательно ехать на арендованной машине. Немцы приехали на рейсовом автобусе с кондиционером, который ходит ежедневно от автобусной станции в Сан Хосе. Билет стоит 200 песо ($5), время в пути - 3,5 часа.

Подготовка к путешествию в пещеры Табон

В историческом музее Квезона нужно купить билеты (стоят 20 песо, $0,5), там же определят сопровождающего гида. Затем на пирсе можно будет арендовать лодку, которая и отвезет к пещерам (стоит 800 песо, $20). Возьмите с собой плавки и шлепанцы, чтобы облегчить путь от лодки к пещерам по каменистому дну. Сухую одежду для переодевания. Лучше заранее купить керосиновые лампы или мощные фонари, чтобы была возможность хорошо освещать пещеры. Запаситесь водой. Путь неблизкий.

Стоит ли ехать в Кезон и конкретно в пещеры Табон?

Если у вас всего неделя на Палаване, то может и не стоит тратить несколько дней на посещение пещер. Это сложная и выматывающая дорога. С другой стороны, когда понимаешь, что этим пещерам 25 миллионов лет, а на протяжении 40 тысяч лет здесь жили люди, выискивали пропитание, воспитывали детей, хоронили умерших - появляется большой интерес посмотреть на эти природные жилища своими глазами.

Если арендовать машину и ехать в пещеры Табон самостоятельно, что можно посмотреть по дороге?

- водопады Эстрелла (за 15 км до Нарры (Narra),

- черепаший остров Арена - туда ходят лодки от Нарры,

- в самом Кезоне можно прокатиться на лодке по небольшим островкам,

- по пути обратно в Пуэрто Принцессу можно заехать в Напсан (Napsan) на водопады Салакот (Salakot) и посмотреть на один из лучших пляжей на Палаване - Боракай бич.

P.S. Ни на остров с черепахами, ни на водопады Салакот мы так и не смогли попасть. Пришлось срочно ехать домой на поломанной машине. Урок на будущее - лучше доплатить и взять новую машину, чем экономить и отправляться в такую дорогу на старом драндулете.

Куда пойти и чем заняться вечером в Пуэрто Принцессе

Наш дом в Пуэрто Принцессе: соседи, питомцы и суровый бинтуронг

Сад бабочек в Пуэрто Принцессе: макрофотографии в мельчайших подробностях

Необитаемый пляж в Пуэрто Принцессе: остров доктора Моро

Какого цвета глаза у крокодила? Ираван эко-парк в Пуэрто Принцессе

Острова Honda Bay: как мы спасали морских звезд и попали в шторм в море Сулу

Tagged In: пещеры

Меня зовут Анна и я автор блога Soblakami.RU.